28.05.2024

Постановление Правительства от 01.09.2021 1464

Рассмотрим в этой статье постановление Правительства от 1.09.2021 г.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»

           Доброго времени суток всем постоянным читателям нашего сайта, гостям, а также коллегам по цеху! Сегодня мы поговорим о постановлении правительства от 01.09.2021 г. 1464, который вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2027. Указанный период определен для этого документа в первую очередь потому, что требования в этом документе относятся к объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация которых была представлена ​​на рассмотрение до 1 мая 2009 г. (до даты вступления в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

               Многие спрашивают нас: «Зачем нужна эта резолюция? Уже стоит SP484; SP485; СП486, СП3, которые регулируют все эти вещи? »Поясним. Все перечисленные СП были созданы в рамках выполнения требований ФЗ-123« Технический регламент о требованиях пожарной безопасности », вступившего в силу с 1 мая 2009 года. Но есть Многие объекты были спроектированы и построены до этой даты. Эти объекты существуют и должны соответствовать требованиям пожарной безопасности. Каковы требования? Здесь в пункте 4 статьи 4 ФЗ-123 написано как раз об этом:

«В случае, если положения настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) Act Act) устанавливают требования пожарной безопасности, превышающие требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении введенных в эксплуатацию объектов защиты или проектной документации, для которой проводится экспертиза направлено до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов охраны, на которых проводился капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение».

Иными словами, на объектах проводится инспекция в соответствии с нормами, действовавшими до вступления в силу Федерального закона от 25.07.2012 г. 123, т.е по всем различным системам подушек безопасности.

           Но вот такая получается петрушка. Мы уже публиковали статью на сайте Norm PB, в которой сообщалось об опубликовании постановления правительства No. 1034 от 11 июля 2020 г., которым отменяются некоторые законодательные акты и постановления. Вот ссылка на статью  

https://www.norma-pb.ru/normativnye-dokumenty-otmennye-postanovleniem-pravitelstva-rf/  

           Сам документ можно скачать из тела статьи или (если лень читать статью) перейти по прямой ссылке и скачать (все самое интересное для вас) Постановление_Правительства_РФ_ot_11_07_2020_1034 

           То есть эти НПБ уже не работают (кроме разве что НПБ110 и НПБ104, которые впоследствии были исключены из этого списка Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2020 г. No 2179). Получается правовой конфликт. Осмотреть объекты и осмотреть их на основании официально закрытых документов не представляется возможным. Поэтому наше правительство во главе с Мишустиным было озабочено и проникнуто существующей проблемой, в результате чего мы издали постановление правительства от 09.01.2021 г. 1464, который устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для этих старых «сооружений.

             Что ж, вы можете скачать документ на нашем сайте из библиотеки регулятора или перейдя по ссылке Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 г. 1464

             А теперь вкратце попробуем самое главное в этом документе. Как обычно в наших обсуждениях, я выделю наиболее важные моменты документа красным цветом, описание — простым черным, и выделю свои комментарии к тому, что я написал, синим цветом.

               Таким образом, этот документ вступает в силу с 01.03.2022 по 03.01.2027 

  1. В этом документе содержатся требования к оснащению объектов защиты, которыми являются здания, в том числе противопожарные отсеки, конструкции, помещения, оборудование (далее — объекты защиты), которые вводятся в эксплуатацию, либо конструкторская документация на которые направляется на экспертизу до дня вступления в силу федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматические системы пожаротушения, системы пожарной сигнализации, системы сигнализации и управления эвакуацией при пожаре.
  2. В отношении объектов охраны, подвергшихся капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения после вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», применяются требования Федерального закона «Техническое обслуживание». Правила о требованиях пожарной безопасности »применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, которому объект защиты принадлежит на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или иного правового основания, предусмотренного федеральным законом или соглашением, вправе применять положения Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» независимо от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими системами пожаротушения, системой пожарной сигнализации, сигнализацией и контролем эвакуации в г случай пожара. Это означает, что если владелец желает выполнить требования ФЗ-123 на своих «старых» объектах, это его право.
  3. Охраняемые объекты оборудованы системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией в соответствии с:

критерии оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими системами пожаротушения согласно Приложению № 1;

критерии оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими системами пожаротушения согласно Приложению № 2;

критерии оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими системами пожаротушения согласно Приложению № 3;

критерии оснащения оборудования системами автоматического пожаротушения согласно Приложению N 4.

  1. В случае превышения на 5 процентов значения нормативного показателя для территории, указанного в приложениях № 1 и 3 настоящего документа допускается охрана здания (помещений) системой пожарной сигнализации без использования автоматических систем пожаротушения. Не забудьте добавить к замерам 5%: это может помочь в выборе систем защиты.
  2. В зданиях и сооружениях не оборудованы автоматическими системами пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации:

а) с влажными процессами (душевые, бассейны, ванные комнаты, холодильные камеры, раковины и т д.);

б) венткамеры (кроме нагнетательных, обслуживающих производственные помещения категории А или В по взрывопожарной и пожарной опасности), насосные водопроводы, котельные, тепловые пункты и другие помещения для строительства инженерного оборудования, в которых отсутствуют материальные топлива;

в) категории В4 (за исключением помещений, предусмотренных приложениями 1-3 к настоящему документу) и категории D по пожарной опасности;

г) лестничные клетки;

д) преддверия и преддверия — закрытые. Примечание! Список исключительных помещений адаптирован к новым документам, то есть вестибюлям, холодильным камерам и другим помещениям, которых не было в документах, действовавших до добавления ФЗ-123. Это облегчение, которое на самом деле не означает, что вам нужно отключать пожарные извещатели в вестибюлях. Это приведет к несоответствию проектной документации.

 

  1. В лифтовых холлах и безопасных зонах можно устанавливать только системы пожарной сигнализации.

Автономные понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6-10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей не могут быть оснащены системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией. Тем же. Раньше таких предположений не было. Но это вовсе не означает, что необходимо отключать существующие оросительные сети в лифтовых холлах.

  1. Площадь помещения, указанная в приложении № 3 к настоящему документу указывает площадь части зданий или сооружений, отнесенную к ограждающим конструкциям, классифицируемым как противопожарные преграды, со степенью огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и потолков. Если помещения не отличаются от ограждающих конструкций с заданным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, отведенная внешними ограждающими конструкциями здания или сооружения. Примечание! Это написано для тех, кто любит устанавливать перегородку в комнате, чтобы из большой площади сделать две меньшую площадь модификации регулирующих средств защиты на подстанции с APT, например, вы получите . Теперь ясно, что это должна быть не просто перегородка, а стандартизированный барьер.
  2. Охраняемые объекты оборудуются системой сигнализации и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с критериями оснащения охраняемых объектов системой сигнализации и управления эвакуацией согласно приложению n. 5.

Классификация систем сигнализации и эвакуации при пожаре приведена в Приложении №2. 6.

  1. Если площадь помещения, оснащенного системами автоматического пожаротушения, равна или превышает 40% общей площади здания и сооружения, необходимо обеспечить строительное оборудование, конструкцию в целом, с автоматическими системами пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа. Я думаю, что здесь закралась ошибка: пункт 5 и пункт 7 не имел в виду пункт 7. В пункте 7 просто нет ничего подобного, чтобы это учесть. А в пункте 5 указаны исключения. Видимо, это означало, что даже если тушением пожаров занято более 40%, это еще не означает обязательство устанавливать везде и даже в туалетах огнетушители. Исключения и туалеты, также включенные в этот случай, остаются исключениями. Вот только какой смысл это выражать — то, что написано пером, топором не резать. До тех пор, пока в этот документ не будут внесены уточнения и исправления, необходимо будет оборудовать все здание APT-помещениями, включая ванные комнаты, бойлеры, тамбурные и т.д. Это результат халатности тех, кто составляет нормы, и тех, кто контролирует эти эссе. Это закон, а не криминальное чтиво. Вы должны быть осторожнее!
  2. Не допускается оснащение зданий, сооружений и помещений автоматическими системами пожаротушения при соблюдении одного из условий, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для соответствия охраняемого объекта требованиям пожарной безопасности, или при соблюдении «безопасного» эвакуация людей из зданий и сооружений. Это означает, что сначала собственник в соответствии с п. 2 решил, что на заводе будут выполняться требования ФЗ-123. А потом в соответствии с п.1 ст.1 ФЗ-123 рассчитывается пожарная опасность и выясняется, что системы пожаротушения не могут быть установлены. Или при обеспечении безопасной эвакуации людей. И это последнее, совсем не понятно, что это значит. Кто-то скажет: «Я так и сделал». И второй — «как это доказать?» «А теперь я обыщу свое портфолио в поисках улик». Следовательно, в случае конфликта интересов последнее не является очевидным. Зато какая лазейка при полном совпадении интересов! Привет, коррупция!
  3. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности F1, F2, F3 и F4, защищенные системами автоматического пожаротушения, оборудованы системой пожарной сигнализации. Не радуйтесь! Это не взамен, а вдобавок!

Для помещений зданий функционального класса пожарной опасности F5, защищенных системами автоматического пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации, обеспечивающую безопасную эвакуацию людей из здания с учетом инерционности систем пожаротушения, который должен выполнять функции пожарной сигнализации. Хм. Что ж, этот момент безопасной эвакуации необходимо продемонстрировать, рассчитав развитие пожара и перекрыв пути эвакуации с учетом инерции систем, сравнив его с расчетом времени эвакуации. По сути, такой же расчет риска.

  1. Акустическая пожарная сигнализация системы оповещения и контроля эвакуации при пожаре должна обеспечивать уровень акустического сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. В этом случае общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень постоянного шума в помещении вместе с уровнем звука сигналов всех пожарных извещателей) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метра от сирены, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
  2. В спальнях (комнатах, функционально спроектированных с учетом состояния сна людей) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией в случае пожара должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в помещении безопасная комната. В этом случае общий уровень звука (уровень постоянного шума в помещении вместе с уровнем звука сигналов всех сирен пожарной сигнализации) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от сирены. Измерения следует проводить на высоте головы человека, который спит больше всего. Ну, это 70 дБ вместо 75 дБ. Не важно.
  3. В охраняемых помещениях, где уровень звука постоянного (фонового) шума превышает 95 акустических децибел, сирены необходимо совмещать со световыми сиренами, допускается использование сигнальных сирен.
  4. Система аварийной сигнализации и управления эвакуацией в случае пожара должна активироваться командным импульсом, генерируемым системой пожарной сигнализации или системой автоматического пожаротушения. В этом случае допускается:

а) использовать дистанционную и локальную активацию в системе оповещения и эвакуации в случае пожара, если в соответствии с настоящим документом объекты защиты не требуют наличия системы пожарной сигнализации или системы автоматического пожаротушения;

 

б) использование в системе управления и эвакуации при пожаре 3–5 видов полуавтоматического управления, а также дистанционное и локальное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный момент! Откровенно говоря, снисходительность. Хорошо, абзац «а», но абзац «б» вообще огонь! Полуавтоматическое управление — это вообще осмысленное предложение! Офицер службы безопасности увидел, что на панели управления горит индикатор «пожар», а затем, почесав задницу, подумав пару минут, нажал на кнопку, которая автоматически сработала в здании. Это в лучшем случае. В противном случае он может сначала медленно подойти к предполагаемому месту пожара, чтобы почувствовать запах дыма, затем вернуться и только после этого воткнуть палец в кнопку. Что это за полуавтомат! А дистанционное и локальное розжиг — это вообще огонь! Почему автоматизация? Сами люди, когда вспыхивает пожар, щелкают тумблером SOUE на полу, где он горит… если есть время, конечно.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464

 

Здесь пока все как в новом SP486.1311500.2020, за исключением пункта 4.1.2.1, в котором нет деления на C0 и C1 — общая локация 7000 кв.м.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 1

 

Здесь разница в отношении жилых домов по п. 6 — требование сохраняется только для зданий от 28 метров и выше. Те, что ниже, не оборудованы. Причем в пункте 12.2.2 нет существенного уточнения — 3500 кв.м, а в SP486.1311500 — 4000 кв.м. Хостелы тоже принимаются с одной точки (квартира или не квартира все-таки) — APS для всех. Гостиницы принимаются согласно требованиям к местам общего пользования.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 2

 

Здесь обратите внимание на определение высоты здания в соответствии с примечанием 1 к Приложению 1. Есть очень существенные отличия по сравнению с SP486.1311500. Ничего не написано отдельно о школьных зданиях, пожарных депо, зоопарках и небольших самостоятельных постройках. Но все это касается административных и общественных зданий и оборудовано системами ПС по п.11 вне зависимости от площади.

 

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 4

 

Он отличается от СП486.1311500 стандартами потолочного пространства (незначительно), а также отсутствием стандартов на конструкцию кабин и прицепов. А вот прицепы и кабины вряд ли были установлены до старта ФЗ-123. Для временных построек это займет слишком много времени.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 5

 

В стандартах нет холодильных камер, но они не защищены согласно этому документу, вопреки SP486.1311500. Кроме того, отсутствуют производственные помещения категории А с циркуляцией горючих газов.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 6

 

Здесь нет никаких изменений

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 7

 

Здесь нет никаких изменений

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 8

 

Незначительная разница в структуре железнодорожного транспорта

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 9

 

Здесь все так же

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 10

 

В документе, в отличие от SP486, отсутствуют отдельные требования к производственным и складским помещениям категории В4 в зданиях F1.1, F1.2, F2.1, F4.1 и F4.2. Также отсутствуют требования к чердакам, детским игровым площадкам, комнатам F3.2 в подвалах и помещениях дошкольных учреждений, встроенных в помещения иного назначения. Кроме того, отсутствуют правила для служебных помещений гостиниц, построенных в зданиях иного назначения, помещений для сбора мусора, складских и производственных помещений, расположенных в общественных зданиях. На все перечисленные помещения распространяются правила основных пунктов зданий, в которых эти помещения построены, а также требования основных пунктов, регулирующих складские и производственные помещения определенных категорий.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 11

 

Обратите внимание на допуски, указанные в пунктах 4 и 5 примечания.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 12

 

Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, может быть оснащено автономными системами пожаротушения, а не системами автоматического пожаротушения.

  1. Покрасочные кабины с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. М допускается вместо систем автоматического пожаротушения оснащать автономными системами пожаротушения.
  2. допускается не оборудовать стеллажи высотой более 5,5 метров автоматическими системами пожаротушения для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в складском здании категории В по пожарной опасности высотой не более 14 градусов метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой хранения более 5,5 метров, но не более 12,5 метров, оборудованных системами автоматического пожаротушения с одноуровневой спринклерной системой, установленной под навесом склада. 

В Примечании пункты 2 и 3 отличаются от SP486 с точки зрения допущений для систем APT в окрасочных камерах, а также с точки зрения оборудования с установками APT на стойках более 5,5 метров.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 13

 

Он отличается от требований СП3.13130.2009 в части пункта 4 (психиатрические больницы) — здесь 3 типа ДОУ и все, а СП3.13130 ​​предусматривает тип 3 и выше, на 60 и более коек.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 14

 

Но вот изменения в жилых домах: появились нормы от 26 этажей и выше, а в СП3.13130.2009 для более высоких домов нормировано только 25 этажей. А в пункте 7 «Театры» есть изменения в количестве зрителей, но это не так уж важно, если задуматься. Что касается организации общепита, то изменения только в этажности, написали «с 3 этажей» и теперь непонятно, как подойти, если этажей меньше трех!

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 15

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 16

 

Конечно, количество людей в 16 и 17 точках изменилось, но различия несущественные. В Примечаниях обратите внимание на пункты 5 и 7 — они новые.

 

Постановление Правительства от 01.09.2021 г. 1464 17

 

Разница только в примечании, но разница очень существенная. Пункт 5 допускает включение сигнальных ламп, которые загораются только в начале уведомления. То есть в режиме ожидания их можно выключить. Тогда как в SP3.13130 ​​это запрещено — световые извещатели должны включаться в режиме ожидания. Также в пункте 4 дана инструкция рассматривать СОУЭ 3-5 типов как автоматизированные системы, что важно при разработке сметы ввода в эксплуатацию. Теперь есть причина для отдельного включения точки ввода в эксплуатацию SOUE и устройства APS.

              На данный момент анализ документа DG нет. 1464 от 01.09.2021г. Что ж, документ, скажем так, не лишний. Есть «яркие образы», ​​хотя отличий не так много. По крайней мере, частично разрешены конфликты с удаленными документами и требованиями ФЗ-123. В настоящее время конфликт с NPB110 и NPB104 все еще функционирует. Но я думаю, что к весне будущего года эти документы будут полностью отменены. Иначе зачем городить это Постановление!