27.07.2024

Пожарная безопасность для детей

Родители, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя школ должны уделять пристальное внимание проблемам ПДБ. Пожарная безопасность для детей обеспечивается в игровой форме, поэтому легче усвоить знания о мерах предосторожности и навыки правильного поведения. Дети с раннего возраста интересуются огнем, что представляет большую опасность. Поэтому уже на раннем этапе развития, начиная с 2-3 лет, необходимо не только контролировать поведение ребенка, но и объяснять правила обращения с окружающими предметами: бытовой техникой, бытовой техникой, спичками, зажигалками. В этом возрасте полученные знания становятся условным рефлексом.

 

Информационный плакат для детей

 

Правила пожарной безопасности для малышей и школьников

Правила должен соблюдаться ребенком не только в детском саду или школе, но и дома, где он чувствует себя наиболее расслабленно. Важно не только научить ребенка вести себя в огне, но и установить в нем правила поведения. Это будет лучшая противопожарная защита. Техники пожарной безопасности для детей обслуживаются по возрасту: для воспитанников детских садов, для младших классов, для старшеклассников.

 

Наглядное пособие, понятное ребенку

 

Наглядное пособие, понятное ребенку

ППБ в ДОУ

Огонь привлекает ребенка, но игры с ним часто заканчиваются огнем. Взрослые обязаны постоянно демонстрировать детям, что такие действия опасны. Необходимо объяснить доступные детям правила ведения огня. Уже с 2-х лет ребенок понимает, что зажигалку или розетку не нужно разбирать или ломать. Запреты не помогают, лучше попытаться принудительно прояснить ситуацию. Наиболее приемлемой для детского восприятия является игра, в этой форме можно раскрыть правила пожарной безопасности для детей.

В методическом арсенале воспитателя должны быть дидактические занятия, показывающие воспламеняемость тех или иных предметов. Знание профессии пожарного прекрасно раскрывает предмет. Это могут быть тематические лекции в дошкольном образовательном учреждении, экскурсии в пожарную часть или визиты инспекторов Госпогранслужбы. В памяти навсегда и богато закрепились светящиеся объекты: пожарная машина, огнетушители, человек в военной форме. Хорошие результаты даст экскурсия по самому детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на пожарные гидранты, сигнальные устройства, указатели путей эвакуации. Вы можете провести тренировку в игровой форме, которая будет имитировать поведение при пожаре. Театрализованные представления позволяют более широко освещать темы. Вы можете запоминать стихи, иллюстрировать наглядными представлениями, ставить сказки. Важно, чтобы в результате занятий ребенок твердо знал небольшой свод правил:

  • если в доме что-то загорелось, нужно набрать номер телефона 101, сообщить адрес и другую понятную ребенку информацию;
  • пока огонь не разгорелся, его можно тушить водой, землей или одеялом при условии, что поблизости нет электрических проводов;
  • если вспыхнуло пламя, от него нельзя спрятаться, необходимо срочно покинуть дом всем детям, находящимся в комнате, а при выходе сразу сообщить о происшествии взрослым;
  • если уже нет возможности выходить из дома, нет необходимости выпрыгивать из окна, пожарные уже спешат на помощь;
  • при сильном задымлении в помещении у пола легче дышать, либо необходимо намочить ткань и дышать сквозь нее;
  • если у человека горит одежда, бегать нельзя — она ​​будет еще больше светиться, придется кататься по земле или нырять в воду.

На заметку! Практика показывает, что самые понятные и яркие объяснения дают минимальный результат. И любое событие может надолго остаться в памяти и понятийном аппарате человека.

Развивающий мультфильм для дошкольников смотрите в этом видео:

Школьники младших и средних классов

В школе начинается второй этап овладения знаниями PDB. В классах ОБЖ преподается пожарная безопасность детей, проводятся тематические конкурсы и праздники. Базовые основы PDB можно включить в план урока, например, в рисовании — предложить детям изобразить последствия неудачной игры с огнем, по математике — решить задачу с пожарной машиной. Уже в начальной школе ребенок должен усвоить правила безопасного поведения в школе:

  • зажигалки, спички и пиротехнические изделия нельзя использовать на территории школы и на ее территории;
  • не оставляйте технику включенной, выходя из комнаты;
  • во дворе школы запрещено разводить костры;
  • в школе запрещено курить;
  • вы должны знать план эвакуации и уметь его использовать, включая аварийные выходы и пожарные лестницы;
  • если вы почувствуете запах дыма или другие признаки пожара, немедленно сообщите об этом учителю или другому персоналу школы.

О пожарной безопасности детей лучше всего вспоминают на мероприятиях: шоу, праздниках, соревнованиях, спортивных эстафетах. Для усиления эффекта лучше всего привлечь к приготовлению учеников. Например, перед экскурсией в пожарную часть организуйте выставку работ — поделок или рисунков — по данной тематике. Или вместе с детьми подготовьте сценарий к празднику.

 

Роль пожарных

 

Роль пожарных

Правила пожарной безопасности для младших и средних школьников хорошо усваиваются при проведении викторин, игровых спектаклей «Поле чудес», «Клуб веселых и инициативных», спортивных соревнований. Момент соревнования увеличивает интерес к теме огня и развивает стойкие поведенческие навыки. Помимо профилактических аргументов, школьники должны точно знать, что делать в случае пожара в здании:

  • при обнаружении огня или дыма немедленно известить учителя или другого сотрудника о происшествии;
  • в случае тревоги находиться рядом с учителем и безупречно выполнять все его указания;
  • нельзя паниковать;
  • нужно внимательно слушать, что говорят взрослые;
  • если инструкция была соблюдена — чтобы выйти к выходу, необходимо слушать учителя, не мешать другим людям, не бежать, помогать детям;
  • после выхода из здания вы должны продолжать следовать за учителем, он приведет класс в безопасное место, вы должны оставаться там до следующей инструкции для взрослых;
  • нельзя участвовать в тушении пожара, если нет указаний взрослых;
  • о полученных травмах, ожогах и травмах необходимо немедленно сообщать учителю.

Пожарная безопасность также дается детям на уроках, где школьники осваивают навыки: гусиную ходьбу, групповое передвижение, основы обращения с огнетушителем и другие практические знания.

Важно! То, что дети узнали дома и в детском саду, закрепляется в младших и средних классах. На этом этапе желательно учитывать индивидуальность ребенка, поощрять инициативы. В этом возрасте дети с удовольствием создают макеты, изготавливают обои и плакаты. Искусство и ремесла развиваются вместе со знаниями детей в области пожарной безопасности. Креативность, корысть, яркие впечатления от экскурсии, на которой ребенок управлял пожарной машиной, все это стимулирует формирование необходимых навыков.

 

Театрализованное представление в дошкольном образовательном учреждении

 

Театрализованное представление в дошкольном образовательном учреждении

Занятия для старшеклассников

Старшеклассники уже полностью осознают необходимость соблюдения правил пожарной безопасности для детей. Но они уже не уделяют этой теме особого внимания, так как для них это повторение пройденного материала. Для этой категории школьников пожаротушение следует представить как один из аспектов подготовки к самостоятельной жизни, когда их ответственность становится полной. Они сами будут нести ответственность за материальные ценности, здоровье и безопасность. Старшеклассники на разном уровне изучают правила поведения в доме:

  • при выходе из дома нужно проверить приборы и плиту, их нужно выключить;
  • не сушите вещи на плите, это ощетинивается огнем;
  • нельзя играть с лентами, пиротехникой, аэрозольными баллончиками, зажигалками, фейерверками, спичками и другими легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами;
  • если в комнате пахнет газом, нельзя включить огонь и электричество, нужно открыть окна и сразу позвонить в профильную службу — 104, но не с домашнего телефона, а с мобильного телефона;
  • не нагружайте газовые трубы, например, используйте их как спортивный тренажер;
  • приборы нельзя использовать в ванной или брать мокрыми руками;
  • не накрывайте осветительные приборы тканью или бумагой;
  • если при подключении прибора появятся искры, не используйте их.

Пожаробезопасность дома для детей этого возраста чрезвычайно важна, так как они проводят много времени в одиночестве. На занятиях ОБЖ старшеклассники проходят начальную тактическую подготовку к тушению пожаров: носят боевую экипировку, пользуются пожарным гидрантом и стволом и другими навыками. Ему рассказывают о профессии пожарного, как об одной из возможных — для самостоятельной жизни. Старшеклассники пробуют свою работу. Старшеклассникам рекомендуется брать уроки пожарной безопасности с детьми.

 

Спортивные соревнования по тематике ППБ

 

Спортивные соревнования по тематике ППБ

Безопасность детей во время школьных каникул

Летом дети ходят в поля, за город — на природу. Важно обратить внимание на правила поведения в лесу, в поле, возле водоема:

  • в сухую и жаркую погоду категорически нельзя разводить костры, как нельзя разводить костер без взрослых;
  • на природе, особенно в лесу, нельзя курить;
  • нельзя сжигать сухую траву;
  • если, находясь в лесу, дети столкнулись с лесным пожаром, необходимо быстро определить направление ветра и выбраться туда, где он дует;
  • перед лицом лестного пожара необходимо позвонить на мобильный телефон по GPS или сообщить первому взрослому о происшествии;
  • стеклянные бутылки и банки нельзя оставлять после пикника, они могут вызвать возгорание, выступая в роли линзы.

 

Инспектор пожарной охраны проводит занятия в начальной школе

 

Инспектор пожарной охраны проводит занятия в начальной школе

Резюмируем

Чем раньше ребенок узнает о PCP, тем увереннее будет его поведение. Лучшие формы обучения: мультфильмы, спектакли, конкурсы, викторины, игры, экскурсии. Но самое главное — это личный пример взрослых. Ребенок учится формам поведения.