27.07.2024

Пожарный поезд

Пожарно-спасательная техника имеет свою классификацию, в которой особое место занимает пожарный состав. И хотя оно относится к категории средств пожаротушения специального назначения с конкретным целевым использованием, это все же техника для тушения пожаров.

Следует отметить, что ГОСТ 12.2.047-86 с заголовком «Противопожарное оборудование. Термины и определения» представляет собой определение пожарной машины. Это не пожарная машина. Этим термином обозначается все оборудование, которое может перемещаться независимо или которое можно перемещать. Таким образом, к этой категории относятся и пожарные поезда РЖД.

 

Пожарный поезд РЖД

 

В эту категорию, помимо пожарного поезда, также входят: пожарные машины, роботы, лодки, танки, корабли и т.д. То есть эта категория довольно широкая.

Назначение пожарного поезда

Таким образом, пожарный поезд, относящийся к разряду пожарных машин, вместе со всеми другими видами противопожарной техники имеет одно предназначение: тушить пожары и спасать людей. Исходя из этого, можно обозначить (функциональные) возможности технологии данного типа.

Пожарно-эвакуационный поезд — это (автономное) транспортное средство, которое используется для тушения пожаров, возникших возле железнодорожного полотна. Удаленность от железной дороги определяется тактико-техническими возможностями самого поезда. Если рассматривать возможности пожарного поезда, его мощность и потенциал, один поезд можно сравнить с тридцатью пожарными машинами или четырьмя пожарными. То есть потенциал поезда огромен.

Российские железные дороги имеют на вооружении большое количество пожарных поездов. В пределах 330 шт. Из них 20% — это машины с развитыми тактико-техническими возможностями. То есть с их помощью они не только тушат пожары, но и проводят ряд мероприятий, связанных с такими процессами, например, сбор разлитых ГСМ, перекачка опасных химикатов.

 

Пожарный поезд в комплекте с локомотивом

 

Пожарный поезд в комплекте с локомотивом

У каждого поезда своя зона обслуживания. Эта территория определяется приказом высшего руководства региона или филиала РЖД. В этом случае устанавливается его постоянное положение, а также максимальная дальность его перемещения. Последний показатель может варьироваться в пределах 80–160 км.

Что еще более важно, работа пожарных поездов не зависит от ведомственной принадлежности. То есть эта техника постоянно используется для тушения различных объектов, не входящих в состав железных дорог России. Статистика, однако, уверяет, что пожарные поезда все чаще становятся ведущей силой в тушении крупных пожаров.

Виды и их состав

Пожарные делятся на две категории. Начнем со второй категории, потому что это поезда стандартной комплектации. Они включают:

  • резервуар для воды объемом 25 м³ или 50 м³ (их может быть несколько в одном составе);
  • вагон, в котором установлены насосы для водоснабжения и другое специальное оборудование, а также помещения для обслуживающего персонала до 32 человек;
  • пенообразователь объемом 5-10 тонн;
  • напорные пожарные рукава длиной до 1,5 км;
  • оборудование для получения сжатого воздуха или емкости для него.

 

Пожарный поезд первого класса

 

Пожарный поезд первого класса

Теперь на первоклассных железнодорожных пожарных поездах. У них больше оборудования, поэтому они могут выполнять более сложные задачи. Кроме того, в пакет входят:

  • грузовой вагон;
  • площадка, на которой размещается специальное оборудование, инструменты, приспособления, защитные устройства и т д., находящиеся в контейнерах;
  • несколько дополнительных резервуаров, одни содержат огнетушащие вещества, другие предназначены для сборки горюче-смазочных материалов или химически опасных материалов.

В принципе, пожарные поезда первой категории можно оборудовать чем угодно. Все зависит от желания руководства РЖД. Например, в автомобиле могут быть установлены мини-компрессоры или мобильные системы порошкового пожаротушения и другое современное оборудование и инструменты. Обычные лопаты, топоры или ломы подойдут. Пожарные ситуации бывают разные, поэтому любой инструмент пригодится.

Следует отметить, что комплектовать пожарные поезда можно бесконечно. И чем больше у него возможностей и потенциала, тем эффективнее можно бороться с разными типами пожаров. Ведь поезд можно сравнить с небольшой пожарной частью. Но в то же время железнодорожная техника более мобильна. И это может принести с собой любое количество сил и средств. В этом плане поезда ничем не ограничиваются.

 

Пожарный поезд можно оборудовать чем угодно

 

Пожарный поезд можно оборудовать чем угодно

Тактико-технические характеристики разных категорий

Характеристики                                                   Категории
                 первое              второй
Объем резервуаров для воды, м³ 50 или 72,3 25 или 50
Длина напорных рукавов диаметром 51 мм, м 700 500
Длина напорных рукавов диаметром 66 мм, м 1000 800
Пенообразователь, л 10000 5000
Расчет долга, чел 7 6

Наличие огнетушителей, шт.:

Порошок ОП-5;

Мобильный порох ОП-50;

· Углекислый газ ОУ-5.

  

5

  

5

5

  

5

  

2

5

Мотопомпы, шт. 2 2

Внимание! Локомотив не входит в состав пожарного поезда. Он вызывается локомотивным депо по мере необходимости. В Европе и США у пожарных поездов есть собственный локомотив. Отсутствие тягового элемента снижает боеготовность поезда. Локомотиву нужно время, чтобы прибыть из депо, а в пожаре дорога каждая минута. Часто, чтобы сократить время прибытия локомотива из депо, к пожарному поезду прикрепляют тепловоз из ближайшего поезда.

И момент. Локомотив отпускается пожарной службой только при передаче его на постоянную стоянку.

Что касается персонала, то здесь тоже нет особых ограничений. Минимальная численность обслуживающего персонала — 6 человек. Но при необходимости количество увеличивается до необходимого показателя за счет пожарной части или персонала самого поезда, находящегося в отпуске.

 

Бригада пожарной команды

 

Бригада пожарной команды

Комплектация вагонов

Вагоны пожарного поезда оборудованы по-разному. Но следует отметить, что Россия по этому показателю сильно отстает от европейских стран. Хотя в поездах появляются новые приборы, техника и оборудование. Например, комплекс, выполненный в виде контейнеров, радиоуправляемых мобильных установок, роботов различного назначения и т.д.

Сегодня в арсенале пожарной части РЖД есть поезда, способные тушить пожары в тоннелях. Они оснащены мониторами и оборудованием, распыляющим огнетушащее вещество под действием сжатого воздуха. Стоит отметить, что вода в баках зимой нагревается. Поэтому внутрь укладывают трубы в виде спиралей. Вода нагревается в специальных котлах.

Все пожарные поезда должны быть оборудованы радиостанциями, телефонными станциями, мегафонами, осветительными приборами и другими необходимыми инструментами и устройствами.

Многие поезда первой категории включают в себя так называемую комбинированную пожарную транспортную систему, которая устанавливается на отдельной платформе. Эта система состоит из двух емкостей по 10 м³:

  • в первом перекачивается порошок для тушения и цеолитовый песок;
  • во втором — углекислый газ.

Оба контейнера соединены трубами. Суть в том, что углекислый газ — это газ, который находится под давлением в своем резервуаре и в результате выдавливает пену и песок из первого резервуара. Вот как работает эта установка.

Существует вероятность того, что пыль и песок внутри первого контейнера могут покрыться коркой. Чтобы этого не произошло, внутри бака установлена ​​так называемая пневмосистема в виде воздушной базы. Он подключен к пневматическому питанию локомотива. То есть с помощью воздуха разрыхляется налипшая масса из пыли и песка.

Пожарный поезд (на фото ниже) становится красным. На него нанесены две белые полосы, которые имеют разную ширину. Нижняя обрешетка 230 мм, верхняя 80 мм. Надпись белой краской должна быть нанесена — Пожарный поезд.

 

Как оформляется пожарный поезд

 

Как оформляется пожарный поезд

Иностранные модели

Германия и Швейцария могут похвастаться передовым противопожарным оборудованием. Обе страны вкладывают значительные средства в производство новейших технологий пожаротушения. Например, пожарные поезда в этих странах оснащены собственными тепловозами. В этом случае может быть один или два локомотива. В последнем случае они устанавливаются на двух противоположных концах поезда, что увеличивает подвижность транспортного средства.

Однако следует отметить, что немецкие пожарные ставят во главу угла спасательные операции, а не уничтожение. Поэтому их поезда можно отнести к первой категории российской классификации. Эти же поезда используются для тушения пожаров в туннелях.

 

Пожарный поезд Германии

 

Пожарный поезд Германии

Причины вызова

Экспедиция пожарного поезда основана на пожарах:

  • в поездах;
  • к стационарным объектам железнодорожного транспорта;
  • объекты, находящиеся на удалении от технических возможностей поезда;
  • в лесах и других природных ресурсах.

Причинами вызова также могут быть аварии, аварии или столкновения железнодорожного подвижного состава. Если есть ситуации с опасными грузами. Вызвать поезд может только глава регионального высокопоставленного МЧС. Звонок осуществляется через транспортно-экспедиционную службу РЖД.

Все относятся к вымиранию с пожарным поездом с большим уважением и надеждой, ведь эта машина заменяет целые гарнизоны. Его мощность огромна, потенциал велик, вид вселяет надежду на спасение и положительный исход конечного результата.

Самое главное, чтобы поезд двигался к месту крушения как можно быстрее. К тому же он везде проходил без остановок. Командир поезда несет ответственность за подвижной состав после его отправки на место пожара.

На видео показано, как работает пожарный поезд:

Место дислокации

Пункт дислокации пожарной части расположен таким образом, что расстояние от него до конечного пункта можно преодолеть за 1,5 часа. Их около 100 км. Чаще всего локация — это крупная станция любого назначения — пассажирская, маневровая или грузовая. Обычно в конструкции такой станции закладывается парковка. Если принято решение о создании локации на уже управляемой станции, комиссия определяет местонахождение поезда.

Автостоянка должна быть оборудована подсобными помещениями. Также должен быть склад горюче-смазочных материалов, мастерская по ремонту оборудования, инвентаря и инструмента, а также учебное помещение для службы газо-дымового оборудования. На стоянке обязательно должен быть пожарный кран. Также будут телефонные линии и линии электропередач. На стоянке нельзя ставить другой подвижной состав.