Организация работы в офисе, помимо видимой части с неизменными атрибутами, такими как настольные и персональные компьютеры, требует четкой адаптации ряда механизмов работы, в том числе пожарной безопасности в офисе.
На самом деле офисная работа ничем не отличается от других видов бизнеса: люди, как и в других помещениях, должны обеспечивать режим пожарной безопасности во время и после работы. Правда, в то же время, учитывая специфику офисной работы и характер используемого в офисах оборудования, требования пожарной безопасности к офисным помещениям имеют свои особенности.
Распорядительный документ для организаций
Вариант оформления плана пожаротушения
Организация всех работ по предотвращению и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, действий всего персонала по обнаружению очага пожара и эвакуации людей должна основываться на единых подходах и требованиях. Требования к пожарной безопасности в офисе, даже самом маленьком, основаны на федеральных и местных нормах.
Основным документом, регулирующим организацию всей системы работы, является Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. 69-ФЗ. Он определяет общие концепции и требования к организации мероприятий по тушению пожара. В них более подробно описаны правила, нормы и стандарты в порядке содержания помещений, расположение оборудования и классификация средств пожаротушения, уже расписаны уставы, в том числе:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. 390;
- Приказ МЧС от 12 декабря 2007 г n. 645;
- Технический регламент от 22 июля 2008 г. 123 ФЗ;
Кроме того, в качестве руководства можно использовать региональные строительные нормы и правила, указы и постановления, принятые в пределах их компетенции местными и региональными властями.
В соответствии с действующими федеральными и местными нормативными актами, для офиса разработаны инструкции по пожарной безопасности, приведены в соответствие обязанности персонала, правила внутренней безопасности, поставлено оборудование всеми техническими средствами.
Обязательные условия для офисов в жилых домах
Пожарная подготовка
Нельзя сказать, что есть отдельные требования к размещению офисов в жилых домах и что установлены особые меры безопасности. Но в связи с тем, что основное назначение здания — жилищное строительство, а разрушительные последствия пожара будут еще более серьезными с риском человеческих жертв, ответственность за то, чтобы все правила соблюдаются в максимальной степени.
Эти условия могут включать в себя следующие моменты:
- Прежде всего, помещение должно быть официально выведено из жилого дома и иметь статус офисного помещения;
- Внутренние коммуникации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к промышленной или коммерческой недвижимости;
- Перед организацией размещения помещение должно быть сертифицировано для размещения офиса, а внутренние коммуникации должны быть проверены и приведены в соответствие с требованиями норм промышленной безопасности.
С чисто практических моментов для нормальной работы необходимо:
- Средства пожарной сигнализации;
- Армированная электропроводка;
- Оснащение помещений стендами, табличками, вывесками и опознавательными знаками;
- Установленные двери, замки, замки, решетки и ставни соответствуют правилам и нормам эвакуации.
- Маршруты эвакуации сотрудников и жителей ясны и понятны;
- Утверждены инструкции для сотрудников по действиям при пожаре в здании, в том числе по организации эвакуации жителей из здания.
Обязанности работников офиса
Тушение пожара в торговом центре и офисах
Одним из условий организации работ по предупреждению и предотвращению пожаров в офисах является разработка и внедрение системы пожарной безопасности. Ответственность за это лежит на руководстве компании, и на практике она возлагается на инженера по технике безопасности или другого сотрудника, отвечающего за эту область.
Работа включает отдельные элементы, которые реализуются в конкретных инструкциях и планах, для особых мероприятий:
- инструкции по мерам пожарной безопасности в офисных помещениях;
- План эвакуации при пожаре;
- Инструкции для помещений специального назначения: архивов, хозяйственных помещений, кухонь, подсобных помещений;
- Перечень вопросов, включенных в различные типы брифингов и подлежащих проверке знаний сотрудниками.
Типичная инструкция должна гласить:
- На основании каких стандартов было разработано образование;
- Как информированы сотрудники;
- Что делать при пожаре и появлении открытого огня;
- Какие средства предупреждения и тушения есть в помещении и как ими пользоваться;
- По какому маршруту проводится эвакуация и какие материальные средства должны быть удалены первым и вторым;
В разделе инструкции, посвященном повседневной пожарной безопасности, указаны основные моменты, касающиеся организации производственного процесса, меры предосторожности и перечень действий, запрещенных внутри.
Обучение персонала — важный элемент системы работы офиса
Каждая категория рабочих должна знать свои собственные инструкции по подписанию, при этом желательно, чтобы инструкции и список вопросов, подлежащих проверке, и расписание инструктажей были общедоступны в бюллетене документации.
Требования, предъявляемые к противопожарным устройствам и системам
Для помещений, в которых работает административный персонал, требования к установке систем сигнализации и пожаротушения должны соответствовать категории предприятий и помещений, на территории которых расположен офис.
Безопасность административных зданий в значительной степени зависит от их местоположения — одно дело, когда речь идет об арендуемой площади в офисе и торговом центре в деловом районе города. И другое дело, когда руководство завода находится рядом с цехами с взрывоопасными производствами.
В любом случае системы распространения звука и пожарной сигнализации должны устанавливаться и обслуживаться уполномоченными компаниями. Конструкцию системы охранной сигнализации необходимо согласовать с местным отделением МЧС.
Практические занятия с техническим персоналом офиса
При установке системы автоматического пожаротушения она должна быть сертифицирована и получить документ о соответствии техническим нормам. Кроме того, помещения должны быть оборудованы огнетушителями, а если это отдельное здание с прилегающей территорией, то оборудованным противопожарным щитом, пожарными кранами.
Административный надзор, осуществляемый МЧС в обязательном порядке во время проверки, потребует документов на системы и установки: паспорт, сертификаты, заключения о пригодности по результатам технического обслуживания. Поэтому в смету затрат на мероприятия компании по тушению пожара обязательно должна быть запись о техническом обслуживании и сертификации систем сигнализации и автоматического пожаротушения.
Если помещение берется в аренду
Штаб-квартира офиса в арендованном помещении
Возможность размещения компании в арендованном помещении никоим образом не снимает ответственности за соблюдение режима пожарной безопасности как с администрации предприятия, так и с сотрудников компании. Правда, в этом случае необходимо согласовать все вопросы между арендатором и арендодателем в период заключения договора аренды.
Вопросы, подлежащие согласованию, должны включать:
- Обязательства сторон по обеспечению безопасности как в рабочее, так и в нерабочее время;
- Состав оборудования и систем, полностью или частично сданных в аренду, методы контроля их работоспособности и стоимость оказания услуг;
- Перечень основных транспортных средств и оборудования, передаваемых арендатору, их состояние и работоспособность;
- Договор аренды должен включать декларацию об обязательствах сотрудников компании по соблюдению установленных PDB и мерах ответственности за их нарушение.
Бывают случаи, когда арендуемая территория не оборудована какими-либо средствами сигнализации, сигнализации и пожаротушения. В этом случае это может быть предметом отдельного соглашения, в котором стороны согласовывают порядок комплектации всеми необходимыми комнатными системами. Во многом этот момент позволяет снизить стоимость аренды.
Ограничения по использованию эвакуационных путей и выходов
Оснащение помещения вывесками — одно из условий быстрой эвакуации людей
Наличие и хорошее состояние проходов и выходов, используемых при эвакуации, является важным моментом в организации противопожарных работ на предприятии.
Лестницы, выходы, проходы, используемые для выхода людей из дымовых и пожарных зон, должны быть оборудованы аварийным освещением, а системы вентиляции должны быть чистыми от горючих материалов, пыли и грязи. Кроме того, один раз в 5 лет пожарный должен проверять его состояние и давать заключение о его состоянии.
Правила пожарной безопасности в офисе требуют наличия основного и запасного маршрута для выхода людей из помещения. Эта мера предосторожности обязательна при наличии даже небольшой команды из 50 человек. Проходы должны гарантировать свободное передвижение людей, запрещено загораживать их какими-либо предметами, использовать их в качестве депозитов, даже временно сдавать предметы.
На дверях основного и запасного выходов должны быть таблички, информирующие о цели выхода. Дверные защелки должны легко открываться изнутри и обеспечивать беспрепятственный выход для персонала. Когда выходы оборудованы противопожарными занавесками, устанавливается световая и звуковая сигнализация срабатывания жалюзи. Если в здании расположено несколько предприятий, владелец должен обеспечить доступность общественных коридоров, лестниц и проходов для эвакуации, а также поддержание надлежащего порядка и освещения.
Требования электробезопасности при использовании электроустановок в офисе
Пожары оргтехники — одна из причин возникновения офисных пожаров
Электрооборудование в офисах требует особых мер предосторожности, особенно когда задняя проводка заметно изношена и нагрузка на нее увеличилась в 2-3 раза. Из соображений безопасности при использовании бытовой техники и оргтехники следует соблюдать простые, но действенные правила:
- Для подключения используйте только стандартные кабели и соединительные линии;
- Не допускайте перегрузки сети одновременным включением электроприборов;
- Не используйте удлинители для включения электронагревателей, кондиционеров, электронагревателей, серверов;
- Используйте бытовые чайники, микроволновые печи, тостеры и водонагреватели только в специально отведенных местах, а чайники, кофеварки, микроволновые печи должны быть на огнеупорных подставках;
- Для очистки оборудования используйте легковоспламеняющиеся жидкости;
- По окончании рабочего дня отключите приборы от электросети и снимите напряжение с выключателя.
Требования для средств пожаротушения
Урок по использованию основных средств пожаротушения
Первое, что должно быть в отделении пожарной безопасности, — это основное противопожарное оборудование: порошковые или углекислотные огнетушители. Независимо от систем, которыми оборудованы комнаты и коридоры офиса, в каждой комнате должен быть установлен огнетушитель. Расположение, тип и объем огнетушителя определяются непосредственно на месте, зависят от объема помещения и наличия в нем оборудования, а также требований НПБ.
Если в здании имеется противопожарный водопровод, то в комплекте должен быть пожарный гидрант — пожарный шланг должен быть подключен к шлангу и магистрали.